Офшоры

Нулевая отчетность офшорной компании: за и против

5

Что такое офшорная компания?

Технически говоря офшорная компания – это компания которая зарегистрирована в юрисдикции, отличной от той, в которой физическое лицо является налоговым резидентом, т.е. находящаяся за пределами границ государства. Для налогового резидента Германии даже такие страны как Франция, Бельгия, США будут являться офшорными.

Понять концепцию офшора лучше всего можно на примере Сингапура. В свое время, когда англичане пришли в Юго-восточную Азию все было уже занято. Им достался небольшой остров, который со временем превратился в 4-й в мире финансовый центр. Так вот, чтобы «вдохнуть» коммерческую жизнь в Сингапур, англичане разрешили безналоговую торговлю в Сингапуре в прибрежной зоне Сингапура. Благодаря удачному местоположению Сингапура около его берегов началась бойкая торговля. Товар, который попадал в Сингапур тут же облагался налогом. Сингапур до сих пор придерживается территориального принципа налогообложения, означающего что прибыль, заработанная за пределами Сингапура, не облагается налогами в Сингапуре пока не попадет, т.е. не будет переведена, в Сингапур.

Технически правильнее разделить офшорные компании на следующие категории:

1. Безналоговые гавани, такие как Белиз, БВО, Сейшелы и т.д.

2. Низконалоговые юрисдикции, такие как Сингапур, Гонконг, Латвия, Кипр и т.д.

3. Высоконалоговые юрисдикции со ставкой корпоративного налога на прибыль свыше 20%

Нужно отметить, что наибольшим распространением среди офшорных юрисдикций являются страны, которые когда-то входили в Британскую империю – Кипр, Мальта, БВО, Сингапур, Гонконг и т.д. Основные причины этого состоят в английском языке, который благодаря Британии и США получил самое широкое распространение, английское прецедентное или по-другому общее право и низкие ставки или их полное отсутствие налогов на прибыль.

Какую отчетность должна сдавать офшорная компания

Каждая офшорная компания должна сдавать следующую отчетность ежегодно:

1. Годовой отчет в государственный орган, занимающийся регистрацией компаний и изменениями в их структуре

2. Налоговую отчетность.

Нужно отметить что так называемые безналоговые гавани вообще не требовали раньше сдачи никакой отчетности. Для того чтобы компания находилась на «плаву» достаточно было платить годовую пошлину.

Начиная с 2014 года ситуация в мире начала меняться в области ухода от налогов. Сейчас даже безналоговые гавани просят, чтобы бенефициары бизнеса сообщали где хранится бухгалтерская отчетность на тот случай, если к ним придут с проверкой и потребуют документы о деятельности такой офшорной компании. Понятно, что все равно никто не ведет бухгалтерскую отчетность по таким офшорным компаниям. Но это позволит регистрирующему органу в безналоговой гавани переместить ответственность на сервис-провайдера, который непосредственно работает с клиентом.

На сегодняшний день в мире зарегистрированы миллионы компаний в безналоговых гаванях именно по причине дешевизны их обслуживания. Количество таких компаний сейчас резко сокращается только из-за того, что банки постепенно закрывают счета таким компаниям из-за очень высоких рисков по комплаенс. Как часто говорят банки: «лучше вообще не иметь такого клиента».

Из-за подмоченной репутации юрисдикций в безналоговых гаванях многие еще в 2010-х потянулись в низконалоговые юрисдикции. Все юрисдикции тогда боролись за привлечение клиентов и Британии не отставала от остальных. В Британии была очень интересная лазейка с партнерствами. Смысл заключался в том, что партнеры английского или шотландского партнерства облагались налогами в стране, где данные партнеры являлись налоговыми резидентами. Говоря техническим языком – такое партнерство является «прозрачным» для целей налогообложения. Поэтому, если выбрать в качестве партнеров компании из безналоговых гаваней, то налогов не будет вообще. Одним словом, получается структура, которая вообще не платит налогов, но в то же время она позиционируется как британская, в стране с высокими корпоративными налогами.

Теперь проворливым бизнесменам нужно решить еще одну задачу, а именно снизить расходы на содержание этой структуры до минимума. Путь только один – сдавать нулевую отчетность заявляя, что деятельность данное партнерство вообще не ведет. При этом банковские счета всегда открывались в других юрисдикциях, а не в Британии. Таким образом «концы в воду».

Такая конструкция имеет право на существование, пока банковский счет не закроют конечно. Это типичный пример агрессивного налогового планирования. Его можно понять, если это небольшой бизнес. Но если бизнес вырос, то нужно начинать учитывать и другие риски, а не только руководствоваться снижением налогов до нуля и минимизацией затрат на офшорную структуру.

Какие риски несет в себе преднамеренно неправдоподобная сдача нулевой годовой и налоговой отчетности?

В первую очередь – это бизнес риски. Представим такую ситуацию, когда ваш торговый партнер повел себя недобросовестно и отказывается вам платить и дело идет о миллионах. В итоге дело доходит до суда, а на суде предъявить нечего, т.к. отчетность всегда сдавалась нулевая. Можно конечно будет бороться и доказывать обратное. Но тогда наружу выплывет обман с нулевой отчетностью …

Вторая проблема – это общение с банками, чтобы банковский счет не закрыли. Новые требования OECD оказывают очень большое давление на банки. Те в свою очередь выходят на клиентов и просят рассказать о бизнесе и предоставить отчетность. Понятно, что нулевую предоставить в банк нельзя, т.к. по банку проходили обороты. Проходит время и банк закрывает банковский счет, и такая офшорная конструкция больше никому не нужна и ее бросают. Тем временем бенефициар начинает искать такую же конструкцию не понимая, что времена уже не те и что нужно меняться, чтобы не повторить участь динозавров.

Вывод

Как пелось в известной песне: «думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь …». Если говорить серьезно, то пришло время платить какие-то налоги и содержать какую-то структуру, которая будет решать задачи по защите активов или международной торговли. У кого-то размер бизнеса просто не позволит дополнительных затрат, а кто-то вынужден привыкать к новым реалиям по КИК, автоматическому обмену информацией между налоговыми органами и искать новые решения. Проходит время и эти решения приходят в той или иной форме. В 2015 году, например, российские компании стали активно открывать небольшие офисы, чтобы создать в них необходимый объем деятельности, чтобы продолжать пользоваться льготами договора об избежание двойного налогообложения между Россией и Кипром и т.д.

В заключение хочу сказать одно, что нет в этом мире одного единственного решения, которое позволит «не задорого» решить все проблемы одновременно. Такого в мире просто не бывает.

Чтобы найти оптимальное решение для данного момента и на среднесрочное будущее нужно видеть перед собой всю картинку. Поэтому, если есть проблема – приходите, обсудим и найдем способ ее решения так, чтобы не переделывать все уже через год или два!

Дмитрий Кучерюк

бизнес-консультант

Эксперт #1 в Росии по английскому праву и  налогообложению иностранных компаний